Статья 3417

Название статьи

БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕБНОЙ ЧАСТИ КАК «СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ» В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ:
ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ПОЧЕТНЫХ СМОТРИТЕЛЕЙ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ 

Авторы

Смирнов Юрий Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, международных отношений и документоведения, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева (Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34), smirnov195503@yandex.ru

Индекс УДК

37.014

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-3

Аннотация

Актуальность и цели. Получение образования, а также служба в учебных заведениях или по ученой части предоставляли в Российской империи возможности для повышения социального статуса. Данный вид службы мог выполняться не только в качестве основного вида деятельности, но и на добровольной безвозмездной основе, как это было с должностью почетного смотрителя уездных училищ. Слабая изученность такого рода общественной активности делает актуальным обращение к ней. Цель данной – рассмотреть деятельность ставропольского уездного лекаря И.И. Смирницкого в качестве почетного смотрителя, а также его участие в строительстве нового здания для этого училища в 1821 г.
Материалы и методы. Источниками данного исследования служат архивные материалы Санкт-Петербурга и Казани, а также законодательные и другие опубликованные источники. Теоретической основой стала концепция модернизации, в рамках которой школьные реформы рассматриваются как культурные и социальные механизмы преобразования России.
Результаты. В статье раскрыты способы морального и статусного поощрения активных представителей образованного общества, проявивших себя в сфере народного просвещения как благотворители и добровольные служители школьного ведомства. Стимулом их активности, как показано, выступало награждение орденами и медалями, продвижение по карьерной лестнице и в состав высшего дворянского сословия. Престиж должности почетных смотрителей уездных училищ в течение первой половины и середины XIX в. постоянно рос.
Выводы. Полученные в статье результаты показывают успешное развитие школы в русской провинции благодаря взаимодействию власти и общественности. Государство последовательно и успешно поощряло действия местного общества, в том числе провинциального, направленные на поддержку начинаний «просвещенного абсолютизма».

Ключевые слова

Россия в первой половине XIX в., Среднее Поволжье, просвещение, модернизация, власть и общество

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Карнишина, Н. Г. Модель страны как фактор успешности/неуспешности модернизационного процесса в России / Н. Г. Карнишина // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология) : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2016. – С. 3–9.
2. Миронов, Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну : в 3 т. / Б. Н. Миронов. – СПб., 2014. – Т. 1. – 896 с.
3. Невоструев, Н. А. Образование и развитие элементов гражданского общества на Урале во второй половине XIX – начале XX в. : дис. … д-ра ист. наук / Невоструев Н. А. – Ижевск, 2006. – 447 с.
4. Mironov, B. N. Do Russians Need Cliotherapia? / B. N. Mironov // Былые годы. Российский исторический журнал. – 2016. – № 41-1 (3). – С. 1003–1052.
5. Артамонова, Л. М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I / Л. М. Артамонова // Родина. – 2011. – № 7. – С. 86–88.
6. Degtyarev, S. I. Honorary wardens of the district schools of Chernigov and Poltava provinces at the beginning of the XIX century: competence, social status / S. I. Degtyarev // Журнал Министерства народного просвещения. – 2015. – № 4 (6). – С. 152–158.
7. Громова, Н. Ф. Из истории начальных учебных заведений Крыма в первой половине XIX века: учащиеся и учителя приходских и уездных училищ / Н. Ф. Громова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 10 (15). – С. 4–9.
8. Петрянкина, А. П. Проблемы финансирования и материального обеспечения городских училищ Чувашского края в конце XVIII – начале ХХ веков / А. П. Петрянкина // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – С. 61–67.
9. Арсентьева, А. В. Учительство городских училищ Чувашского края: личности, судьбы, повседневная жизнь / А. В. Арсентьева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 5. – С. 3–15.
10. Artamonova, L. M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: from Enlightened Absolutism to Civil Society / L. M. Artamonova // Былые годы. Российский исторический журнал. – 2016. – № 41-1 (3). – С. 899–907.
11. Артамонова, Л. М. Самая просвещенная реформа / Л. М. Артамонова // Родина. – 2010. – № 2. – С. 45–49.
12. История Самары: от воеводского управления до Губернской думы. Книга первая / Л. М. Артамонова, Е. П. Баринова, Э. Л. Дубман, Н. Н. Кабытова, П. С. Кабытов, М. И. Леонов, П. И. Савельев, Ю. Н. Смирнов, В. А. Тюрин. – Самара : Самарский научный центр РАН, 2011. – 236 с.
13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения : в 15 т. – СПб., 1864. – Т. 1.
14. Поволжье – «внутренняя окраина» России: государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI – начало XX вв.). – Самара, 2007. – 327 с.
15. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 732. Оп. 1. Д. 159.
16. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 92. Оп. 1. Д. 1101.
17. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1859.
18. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1508.
19. Климкина, Э. В. Религиозное воспитание в России последних лет царствования Александра I / Э. В. Климкина // Культура и история в компаративном измерении : материалы I Всерос. науч.-методолог. семинара. – Самара, 2012. – С. 61–66.
20. Артамонова, Л. М. Политика в сфере народного просвещения в Поволжье (XVIII – первая половина XIX в.) / Л. М. Артамонова // Российская история. – 2013. – № 2. – С. 101–113.
21. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 2477.
22. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 7396.
23. Артамонова, Л. М. Провинциальное учительство и его занятия наукой в 1850–1860-е гг. (по архивным и опубликованным материалам Самарской губернии) / Л. М. Артамонова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2015. – № 7 (129). – С. 140–148.
24. Карнишин, В. Ю. Проблемы российского образования в публицистике М. Н. Каткова / В. Ю. Карнишин // Наука. Общество. Государство. – 2013. –№ 2 (2). – С. 5–11.

 

Дата создания: 24.04.2018 11:06
Дата обновления: 24.04.2018 11:38